В 1797 году Петербургский Воспитательный дом по распоряжению императора Павла Первогобыл уравнен в правах в Московским отделением Воспитательного дома (учреждения существовали с 1864 года). В том же 1797 году он был взят под покровительство императрицыМарии Фёдоровны, которая придала делу попечения о сиротах значительный размах. РГПУ им. А. И. Герцена, считая себя преемником идей и ценностей Воспитательного дома, считает датой своего основания 1797 год[3].
Урок в школе нянь Императорского воспитательного дома. Санкт-Петербург. 1913. Фото К. К. Буллы
В Воспитательном доме сиротам давали не только пищу и кров, но и профессию. Здесь были заложены основы женского педагогического образования: созданы классы для подготовки гувернанток, наставниц, учительниц музыки, языков, каллистении (физической культуры). В 1837 году классы реорганизованы в Сиротский институт, получивший в 1855 году имя Императора Николая I. Для девочек из разночинных семей создан Александринский сиротский институт, который в 1905 году стал первым женским профессиональным училищем для подготовки нянь, модисток, учительниц для начальных разночинных школ[4].
В 1903 году на базе коммерческих педагогических курсов Воспитательного дома был учрежден высший Женский педагогический институт (с 1912 — Императорский). Он выпускал учительниц-предметниц для гимназий. Этот институт стал первым в стране государственным высшим учебным заведением для женщин.
В 1918 году на базе Воспитательного дома приказом Наркомпроса был основан Третий Петроградский педагогический институт, который стал ежегодно выпускать тысячи учителей для вновь создаваемых школ. В 1920 году институту присвоено имя А. И. Герцена. В 1922—23 гг. 1-й и 3-й педагогические институты были объединены в Ленинградский государственный педагогический институт (ЛГПИ) им. А. И. Герцена. Научная и учебная работа института не прекращалась и в годы военных испытанийВеликой Отечественной войны. Он был эвакуирован на Урал в г. Кыштым. В послевоенные годы институт превратился в крупнейший вСССР центр подготовки педагогических кадров. В 1957 году Ленинградский педагогический институт им. М. Н. Покровского был объединён с Институтом имени А. И. Герцена. 21 января 1991 года ЛГПИ им. А. И. Герцена был аттестован в качестве университета и получил наименование «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена», что явилось признанием его ведущей роли в российском и мировом образовании.
В 1993 году университет стал одним из первых вузов России, начавших эксперимент по введению многоуровневой системы высшего образования.
Сегодня РГПУ им. А. И. Герцена является крупным российским вузом. В его составе — более 20 факультетов и 100 кафедр, а также Институт довузовской подготовки, Институт повышения квалификации и переподготовки, НИИ непрерывного педагогического образования, Институт естествознания, Институт гуманитарного образования, Межвузовский центр международного сотрудничества, Международный центр образовательных инноваций, Центр дистанционного обучения и телекоммуникационной поддержки образования, Лингвистический центр, Центр технологий обучения, Центр международного образования «Российские Исследования».
Все образовательные структурные подразделения взаимодействуют с научными подразделениями университета: НИИ физики, НИИ непрерывного педагогического образования, НИИ общего образования, более чем 25 научными центрами и лабораториями.
Интеграция образовательной и научно-инновационной деятельности осуществляется в 9 научно-образовательных центрах, объединенном междисциплинарном центре коллективного пользования "«Современные физико-химические методы формирования и исследования материалов для нужд промышленности, науки и образования», малом инновационном предприятии «Органика РГПУ».
В настоящее время в РГПУ им. А. И. Герцена работает 31 совет по защите докторских и кандидатских диссертаций, в которых проходят защиты по 81 научной специальности.
В Герценовском университете более 30 научных школ, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования и готовящих научные и научно-педагогические кадры высшей квалификации по различным отраслям науки.
Научные исследования в РГПУ им. А. И. Герцена координируются в рамках 37 основных научных направлений (по 21 отрасли науки из 25 существующих).
Некрасова-Каратеева Ольга ЛеонидовнаСанкт-Петербург / Санкт-Петербург
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена |
|
Данилюк Ярослава ИгоревнаСанкт-Петербург / Санкт-Петербург
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена |
|
Векслер Анна КирилловнаСанкт-Петербург / Санкт-Петербург
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена |