Новости / «Большой пленэр юных художников на Донской земле» и 45-летие со дня основания Новочеркасской детской художественной школы им. Н.Н.Дубовского
Ростовская обл.
СМОТР ДЕТСКИХ ТАЛАНТОВ
Вот и осень за окном! В образовательных учреждениях вновь слышен гомон детских голосов. Ребята делятся впечатлениями о минувшем лете. Запомнилось оно и 60-ти воспитанникам детских художественных школ и школ искусств нескольких регионов страны, что побывали в июне на юге, в донском крае.
Второй год подряд Новочеркасск становится местом сбора юных дарований. Вместе со своими педагогами в казачью столицу приехали будущие графики и живописцы, дизайнеры и архитекторы из Санкт-Петербурга, Иркутска, дагестанского Каспийска, Ростова-на-Дону, Каменска-Шахтинского. Приехали не просто помериться силами, но и поучиться друг у друга, набраться новых впечатлений и эмоций.
«Большой пленэр юных художников на Донской земле», рождённый в 2015-м, в год 210-летнего юбилея Новочеркасска, стал одновременно и замечательным подарком городу к знаменательной дате, и дал жизнь новой традиции - детским художественным конкурсам такого направления на юге страны.
Когда мы сегодня говорим о сохранении художественных традиций, мы в первую очередь вспоминаем имена великих живописцев. Но в любом регионе страны назовут десятки имён их подвижников. Есть свои большие мастера и на донской земле. Это имена академика живописи, одного из руководителей Товарищества передвижников Николая Никаноровича Дубовского, известных русских художников Ивана Ивановича Крылова и Митрофана Борисовича Грекова, народного художника СССР Николая Васильевича Овечкина - наших земляков, прославивших казачью столицу и донской край. В этой блестящей плеяде немало и тех, кто принял эстафету в советские времена, её достойно нёс и поныне продолжает нести.
И все же особая роль в сохранении данных традиций, бесспорно, отводится людям, занимающимся образовательным художественным процессом. Именно благодаря им юное поколение от созерцательного восприятия погружается в познание системы художественных средств, с помощью которых, по мнению К.Юона, «воплощена красота всего живого», в понимании выраженных идей и восхищении этим богатейшим наследством.
Новочеркасская детская художественная школа им. Н.Н.Дубовского, отмечающая в текущем году 45-летие со дня основания, была и остается одним из лидеров донского региона в системе дополнительного образования детей. С лёгкой руки директора учреждения заслуженного работника культуры Валентины Егельской в педагогическом коллективе постоянно рождаются новые инициативы, не местечкового, а российского масштаба. Одной из таких новаций в юбилейный для казачьей столицы год и стал «Большой пленэр юных художников на Донской земле», который планировали сделать традиционным. Итоги второго года работы показывают самое главное: конкурс принят и творческое соревнование набирает силу!
Пять дней вместе со своими педагогами юные живописцы знакомились с казачьей столицей, её достопримечательностями: музеем, памятниками федерального значения - Патриаршим Вознесенским войсковым всеказачьим собором и Южно-Российским политехническим университетом, путешествовали по донскому краю, побывали в станицах Старочеркасской и Раздорской, Таганроге. Они не просто познавали прописные истины от умудренных опытом людей, но и набирались впечатлений, осваивая пленэрную живопись.
Пленэрная живопись - одно из важных направлений учебного процесса. Но прошедшая в последние годы корректировка образовательных программ внесла в него существенные изменения. В одних заведениях значительно сокращены часы на пленэрную живопись, в других и вовсе сведены до смешного мизера.
А опытные педагоги понимают, что без освоения данного направления художник не состоится! Ведь пленэр - это целостный процесс изучения декоративных качеств натуры: пластики, формы, силуэта, линий, ритмов, гармонии цветовых сочетаний. Это - приобретение важнейших знаний и навыков ориентирования в трёхмерном пространстве, изображая натуру в двухмерной плоскости, это - восприятие цветовых соотношений и создание художественных образов, это - самостоятельный сбор информации для работы над будущей композицией... Это - общение с природой, которая учит видеть, выбирать и даёт творческий импульс!
Для участников «Большого пленэра юных художников на Донской земле» была составлена достаточно насыщенная, непростая и одновременно занятная программа, кроме знакомства с городом и его историческими памятниками, предусмотрены были поездки в станицы Старочеркасскую и Раздорскую, в Таганрог. Блиц-конкурсы в Староческаской и Таганроге. Конкурсы «Традиции, культура, обычаи и обряды донских казаков»,«Памятники архитектуры Новочеркасска: комплекс зданий ЮРГПУ и Патриарший Вознесенский войсковой всеказачий собор» предполагали творческое соперничество, в том числе на историческую тему.
Особая роль, безусловно, отводилась мастер-классам «Этюд фигуры человека в историческом костюме» и «Стилизация природных форм», которые дали преподаватель художественного училища им. М.Б. Грекова Валерий Корнеев и доцент кафедры изобразительного искусства и руководитель Центра довузовской изодеятельности ЮФУ, председатель Ростовского отделения Союза педагогов-художников Наталья Терещенко.
В последние годы ДХШ возобновила тесные партнерские контакты с Ростовским художественным училищем им.М.Б. Грекова и Академией архитектуры и искусств Южного федерального университета. Сотрудничество учебных заведений трёх ступеней является той важной составляющей системы предпрофессионального образования, которая позволяет питомцам, участвующим в совместных проектах, разобраться в себе, понять, как планировать своё будущее.
Во время мастер-класса «Этюд фигуры человека в историческом костюме» ребята следили за каждым движением руки Валерия Александровича, одновременно комментирующего свои действия и делившегося многими профессиональными хитростями. В конкурсе с аналогичным названием, прошедшем на следующий после мастер-класса день, натурщиками, облачёнными в исторические костюмы, были воспитанники педагога - студенты училища. Для них мероприятие имело двойное значение: работая, они учились, выезжали вместе со всеми на пленэр, разбирали свои этюдники и включались в процесс!
Очень занимательным вышел мастер-класс у Натальи Александровны «Стилизация природных форм». После знакомства с учебной литературой и получения задания ребята рьяно кинулись реализовывать свои замыслы: на бумаге появлялись различные узоры, всевозможные варианты насекомых, бабочек, растительные орнаменты!
Имея значительный опыт работы в Центре довузовской деятельности ЮФУ, Терещенко считает, что занятия по стилизации играют важную роль в процессе формирования художественного образного мышления учащихся, развивая плоскостно-орнаментальное видение натуры и образно-ассоциативное мышление. В результате они сумеют изучаемый объект трансформировать, видоизменить, упростить, сделать более удобным, наконец, создав новый, авторский образец.
Большой пленэр стартовал в детской художественной школе имени Н.Н.Дубовского. Встречали всех участников торжественно! С добрыми напутствиями к ним обратились директор школы Валентина Егельская, заместитель начальника Управления культуры и искусства администрации города Людмила Майбурова, председатель городского клуба художников, член Союза художников России Константин Сиденин. Праздничность настроению придало выступление муниципального ансамбля русских народных инструментов «Донские узоры» под управлением Надежды Каплиной. Прозвучали любимые песни и попурри из детских фильмов и мультфильмов. Многие ребята подпевали солистке Анне Черновой, сопровождая каждое произведение своими аплодисментами. Как признались позже гости, такое приветствие стало для них приятным сюрпризом, который сразу наполнил их радостью!
Открылся пленэр межрегиональной выставкой «Кинематограф - глазами детей», посвящённой Году кино. Десять учебных заведений страны представили почти 120 работ своих воспитанников. Гран-при жюри единогласно присудило 15-летней Дарье Золотовой из Санкт-Петербурга.
Посланцами Северной Пальмиры были 8 учащихся и два преподавателя детской школы искусств им.М.Глинки. Это не первый пленэр юных питерцев. Такие занятия на природе ими любимы, и ребята уверенно работают в данном жанре. Знакомство с новочеркасцами и приглашение в казачью столицу состоялось в прошлом году, когда обе делегации были участниками Владимиро-Суздальского пленэра. Сама Даша увезёт из Новочеркасска дипломы ещё двух программных конкурсов за первое и второе места, впрочем, награды завоевали все члены команды в своих возрастных категориях пяти тематических конкурсов.
В этом нет ничего сверхъестественного. На подобные мероприятия не только питерцы, но и представители школ других регионов приезжают с детьми, уже всерьёз задумавшимися о своей будущей профессии, связанной с обучением в художественных вузах страны. Для наработки у воспитанников опыта и умений педагогами используются любые возможности.
Уже несколько лет длится дружба новочеркасцев с дагестанским Каспийском. Его ДХШ все эти годы участвует в заочных конкурсах, организуемых и проводимых детской художественной школой им. Н.Н. Дубовского. В казачью столицу юные живописцы приезжают второй год подряд и уверенно берут заданные высоты. 12-летний левша Магомедсаид Омаров заработал 4 диплома в своей возрастной категории в четырёх конкурсах Большого пленэра. Саид уже знает, что станет архитектором, мечтает учиться в Санкт-Петербурге и целенаправленно идёт к реализации своей мечты.
Творческие отношения связывают Новочеркасск и со школой №3 Иркутска, воспитанники которой на протяжении ряда лет не пропускают ни один заочный конкурс-выставку, стартующий в нашем городе. Добираться железнодорожным транспортом практически неделю небольшая, но сильная команда, не рискнула. Прилететь на Дон она смогла благодаря тому, что управление культуры оплатило все дорожные расходы. Иркутск - один из немногих городов Сибири, которому удалось сохранить свой исторический облик и тем приятней нам все те восторги, с которыми сибиряки сопровождали своё пребывание на донской земле. Постоянное удивление у них вызывало обилие на улицах Новочеркасска и в его окрестностях тутовых и абрикосовых деревьев и ягод на них.
А удача в нынешнем году бесспорно сопутствовала обладательницам имени Дарья, не случайно же с персидского оно переводится, как «победительница». Главный приз Большого пленэра - Гран-при завоевала 13-летняя иркутянка Даша Нащеева, прибавив эту награду к дипломам первой и второй степени в двух конкурсах.
Вновь приехали в Новочеркасск и представители старейшей на Дону художественной школы имени Чиненовых. Тринадцатилетняя Ирина Ким завоевала первое место в своей возрастной категории. Особо отличилась и старшеклассница другого образовательного учреждения Ростова - школы искусств №7 имени Георгия Балаева Яна Колесниченко. Два первых и одно третье место - в арсенале её побед.
Единым механизмом проявила себя делегация Каменска-Шахтинского из школы искусств имени Якова Минченкова. Этот пленэр межрегионального уровня был для ребят первым, они сполна получили позитивных впечатлений. А Рита Назарова, Лиза Гулак, Иван Смолин, Роман Бондарев и Екатерина Калмыкова, ставшие номинантами разных степеней, ещё и эмоциональных.
Нынешний состав участников не уступал прошлогоднему, и соперники у юных новочеркасцев были очень достойные! И тем ценнее наши победы. Марьяна Филонова, Ксения Мизгина, Екатерина Фетисова, Анастасия Заерко и Анна Морочковская внесли в копилку пять первых мест. На счету школы 8 вторых и 6 третьих мест. Причём Анна Морочковская, Елизавета Косилкина и Анастасия Арефьева отметились сразу в нескольких номинациях пленэра!
Каждый из пяти дней конкурса привносил новое не только в творческий процесс. С восторгом была воспринята экскурсия по Южно-Российскому университету, которую провёл доцент вуза Иван Ревин. Участники с интересом и удивлением прошлись по Крытому двору, увидев всю красоту комплекса и прилегающей территории. Впечатлились юные живописцы музеем истории донского казачества и рассказом о последней казачьей столице. Особое радостное ликование доставило и детям, и взрослым посещение Ледового дворца, за что отдельная благодарность его директору, депутату городской Думы Николаю Горкавченко. А педагоги побывали ещё и на своём пленэре, прошедшем в станице Раздорской, посетили Пухляковскую картинную галерею и усадьбу писателя Анатолия Калинина, чей 100-летний юбилей отмечался нынешним летом.
Впрочем, послушаем самих участников Большого пленэра.
Марина Пчёлкина, педагог ДХШ, Каменск-Шахтинский: «Такие мероприятия всегда обогащают внутренний мир ребёнка, дают ему массу положительных впечатлений, обмен опытом, общение со сверстниками. Это всегда полезно, особенно для художника. И очень здорово, что нашли возможность организовать пленэрный день и для преподавателей».
Гринин Михаил, педагог ДШИ, Санкт-Петербург: «В Питере мы живём в безумном темпе, у вас же размеренная жизнь. Мы с позитивным настроением гуляли по городу, насмотрелись на ваши чудесные специфические домики. Много зелени вокруг. За церковью Александровского сада какой вид открылся на пойму! У нас своей архитектуры валом, а вот с полями и лугами - проблема. Красота воодушевляет. Мы с радостью все сели и написали! В небольших городах видно, как люди приближены к традициям. И это не может не радовать».
Белавод Елена, преподаватель ДХШ, г.Каспийск, Республика Дагестан: «Наша директор находит возможность, чтобы дети выезжали за пределы города и республики. Она наставляет: важна не победа, а участие ребенка в таком большом мероприятии. Он учится не только смотреть и писать, как это делают другие, но и учится участию в таких больших мероприятиях, умению ориентироваться в обстановке и ситуациях, учится строить свой рабочий день и общаться со сверстниками. Дети возвращаются совершенно иными с таких мероприятий - внутренне дисциплинированными, что дает новый стимул для учёбы. Они делятся впечатлениями и другие ребята, ещё ни разу не выезжающие на пленэры, тоже стремятся попасть туда».
Дарья Нащеева, 13 лет, ДХШ Иркутск: «Очень рада, что попала на этот пленэр. Столько нового узнала. Всё так интересно. Город симпатичный и люди такие доброжелательные и открытые!».
Эвелина Рубо, 14 лет, ДШИ Санкт-Петербург: «Санкт-Петербург - мегаполис. А ваш город - более спокойный, с милыми домиками, с просторными улицами, где нет нескончаемого потока людей и машин. Это необычно и очень приятно. Такой темп наводит на размышления, которые нужны, а хорошая погода добавляет настроения, ведь у нас в Питере частые дожди. Очень нравится выезжать на природу и рисовать там. Так что этот дополнительный момент даёт и опыт, и новые знания. Мы рисуем и расписываемся...».
Константин Сиденин, член СХ РФ, председатель городского клуба художников, член жюри: «Без таких мероприятий невозможно воспитать патриота. Дети посещают значимые исторические места, изучают с разных сторон историю России, ведь многие из них приезжают из других регионов, впервые узнают о традициях донского казачества. Их очень сильно захватывает чувство Родины и её глубинных корней. К тому же - это и прекрасная возможность пописать всласть!».
Валерий Корнеев, преподаватель Ростовского художественного училища имени М.Б.Грекова: «Большие мероприятия - тяжёлый труд для самих организаторов. Колоссальная ответственность. Нужно не только научить детей чему-то, но и нести за них ответственность. За это, как известно, не платят. Нужно быть благодарными инициативе новочеркасской школы и поддерживать её всецело. Ребёнку всегда легче расти не одному, в замкнутой среде, а в коллективе сверстников, где обязательно есть лидер, за которым все тянутся и все друг у друга учатся...».
Терещенко Наталья, доцент кафедры ИЗО и руководитель Центра довузовской изодеятельности ЮФУ, председатель Ростовского отделения Союза педагогов-художников : «С появлением электронных технологий давно перешли с живого участия в конкурсах на заочное. И это - беда нового поколения, дети так мало встречаются и общаются со сверстниками из других школ, городов и территорий. Реальное же участие в разноуровневых конкурсах важно - даёт возможность увидеть, как работают другие. Но конкурсы необходимы и для педагогов. С увеличением методической нагрузки, бумажной работы, отсутствием нужного финансирования, они не имеют возможности выехать, как раньше на всероссийские конференции. Пленэр как раз и является такой возможностью пообщаться с коллегами и методически посмотреть, что и как делают другие. И если этого не изучать, значит, не двигаться вперед самому и не развивать школу. Честь и хвала руководителю и коллективу Новочеркасской детской художественной школы, что они не остановились в своей инициативе и второй год проводят такой большой конкурс. Это колоссальная методическая, научная, практическая и воспитательная работа и с педагогами, и с детьми. Пленэр будет развиваться, а Союз педагогов-художников России активно будет его поддерживать».
Ну что ж, в фундамент дома, который зовётся «Большой пленэр на Донской земле», заложены новые кирпичики. С любовью это сделали не только сами организаторы, но все его участники - и взрослые, и дети. Свою лепту внесли Академия архитектуры ЮФУ, Ростовское художественноеучилище им.М.Б. Грекова, Союз художников России, Союз художников-педагогов России. Неоценимую помощь оказали при проведении пленэра не только депутат городской Думы Николай Горкавченко, но и другие неравнодушные жители Новочеркасска - директор арт-салона «Примус» Михаил Медведев и руководитель фирмы «Мистер-чистер» Андрей Левшин, ставшие спонсорами мероприятия и выделившие как призы для победителей, так и финансовые средства на их приобретение.
Заслуженный работник культуры России, директор детской художественной школы им.Н.Н. Дубовского Валентина Егельская, давшая путёвку в жизнь этому грандиозному смотру детских талантов, уверена, что у «Большого пленэра юных художников на донской земле» большое будущее!
Речь идет о благотворней общей среде, в которой воспитывается ребенок. Важны не только работа рядом с мастерами, полученные впечатления, эскизы, рисунки, которые, возможно, станут большими интересными работами. Увиденного и пережитого хватит на годы учёбы и поможет понять ребятам, избирать ли профессию художника.
Писатель Евгений Ханкин назвал художника человеком с фантастическими возможностями доведения обыденности до совершенства. Вот таких людей, умеющих видеть красоту в мелочах, принимать её во всем величии и делиться этой радостью с другими, и воспитывают педагоги наших детских художественных школ и школ искусств. А когда мы все вместе, сообща помогаем нашей детворе вырасти духовно богатыми, мы строим будущее нашей страны.
Женета Гридасова,
Фото автора, Татьяны Лысиковой, Светланы Ивановой.