МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ
Instagram ВКонтакте Facebook Форум Онлайн-заявка на вступление Оплата членского взноса

Новости / ИТОГИ Всероссийского пленера для педагогов-художников "СЕНЕЖ: творческий отпуск"

Цели состоявшегося пленера: взаимодействие партнёров и участников (художественных школ, музеев, заповедников, парков, средств массовой информации) с целью обмена опытом, повышения квалификации педагогов-художников; осуществление культурно-просветительской программы в регионе.

Поскольку настоящий  проект осуществлялся в рамках международной образовательной программы для педагогов-художников  «Россия-Германия-Франция», то  основными задачами в ходе  его осуществления стали знакомство с новыми живописными, графическими материалами, тестирование художественных материалов, как необходимое условие прохождения практики пленэра; освоение новых изобразительных технологий для последующего применения; полное выполнение пленэрной программы.
В качестве базы для проведения пленэра  куратором не случайно был выбран Дом художников «Сенеж». Это – необыкновенное место с давними художественными традициями. На Сенеже работал ещё сам Исаак Левитан. Судьба  этого замечательного озера со второй половины  40-х годов прошлого века была неразрывно связана с художниками. Президиумом  Художественного фонда СССР Дом творчества и отдыха «Сенеж»  был образован  для отдыха и работы художников и членов их семей в Солнечногорском районе Московской области на берегу одноимённого  озера. Дом творчества играл очень важную роль и имел всесоюзное значение. Он  всегда был местом повышения творческого потенциала художников, плодотворного общения, содействия их творческому и профессиональному росту. «Сенеж» служил для организации отдыха художников, членов трудовых коллективов Ассоциации общественных объединений Международной Конфедерации Союза Художников и ее предприятий, а также художников Москвы, Подмосковья и других регионов России. Совсем недавно, в конце 20-го века на берегах озера Сенеж работали и отдыхали такие известные и талантливые люди, гордость отечественного искусства: Коненков С.Т., Белашова Е.И., Мухина В.И., Татлин В.Е., Кербель Л.Е., Митурич П.В., Осмёркин А.А., Ромас Я.Д., Бубнов А.П., Нисский Г.Г., Кокорин А.В., Кукрыниксы, Васильев А.П., Сидоркин Е.М., Неменский Б.М., Каневский С.Г., Обросов И.П., Наримамбеков Т.Ф., Вуколов О.А., Левенталь В.Я., Мессерер Б.С.. Исскуствоведы  Алпатов М.В., Чегодаев А.В.  и другие…
Программа пленэра была разработана куратором Бурденюк Еленой Валерьевной по определённому принципу и носила не стихийный характер. Каждый день посвящался заявленному в программе  материалу и  изучению соответствующей технике и  необходимых методических аспектов. С этой целью на мастер-классы  приглашались специалисты, способные продемонстрировать определённые приёмы работы в материале, поделиться ценным опытом с педагогами-художниками. 
Нашим первым мастер-классом и серьёзным знакомством с профессиональным подходом к работе  стало посещение офортной мастерской Дома художников. О трудоёмком процессе работы над графическими произведениями участникам проекта рассказывала  Наталья Павловна Заровная, известный художник-график, менеджер офортной студии Дома художников «Сенеж», победитель биеннале графиков г. Калининграда 1990, 1998г.г.  Графические работы самой Натальи Павловны находятся в коллекциях  Российских  и  зарубежных музеев.
Позитивные отклики коллег получил  мастер-класс по архитектурному рисунку  под руководством Маркиной Веры Юрьевны, члена Союза Московских Архитекторов, преподавателя  кафедры «Дизайна» МГУТУ им. К.Г. Разумовского Института Дизайна и Организации Упаковочного производства, «Школы архитектурного развития», члена Союза педагогов-художников России. Вера Юрьевна не только предоставила необходимый теоретический материал по теме, но и сама явилась активным участником своего мастер-класса, по окончании которого она провела очень деликатный разбор работ на предмет выполнения поставленных задач.
Познавательным был мастер-класс по акрилу, применению структурных паст и различных медиумов под руководством Суздальцевой Светланы Николаевны, доцента кафедры Дизайна и информационных технологий Покровского филиала Московского государственного  гуманитарного  университета им. М.А. Шолохова, кандидата философских наук, члена творческого Союза художников России. Светлана Николаевна является руководителем  арт-студии «Рисуем» и  куратором  проекта «Российская школа арт-мастерства». Она – смелый практик-экспериментатор, уверенно внедряет в образовательный процесс новые материалы и использует  их в своём творчестве.
Мастер-классы  бренд-менеджеров дистребъютерского центра  «Чёрная речка» по зарубежным современным материалам и технологиям также произвели яркое впечатление на участников проекта. Рузанова Людмила рассказала о «Современных декоративных материалах» французской фирмы «PEBEO» и  широкой области их применения в смешении друг с другом. 
Кулюкина Татьяна  рассказала  о «Современных графических материалах», водорастворимых  акварельных, чернильных мелках и  карандашах, познакомила группу педагогов-художников с новинками  Английской фирмы «DERWENT», которые будут доступны  широкому кругу художников уже  этой осенью. Новые графические материалы  очень понравились  своими свойствами,  выразительными эффектами,  удобством в техническом отношении, простотой в использовании. Подобный  материал отлично подходит как для длительной  кропотливой работы в мастерской, так  и для пленэра в походных условиях. 
Поразил всех   новый материал – голландские водорастворимые масляные краски «COBRA». Для работы этими красками действительно не нужен растворитель. Краски разводятся водой до акварельной прозрачности, также  ими можно работать не только по бумаге, но и пастозно мастихином. Наши коллеги, члены Союза педагогов-художников России Степанова Раиса Леонидовна, преподаватель ГБОУ СОШ № 1056 г. Москвы  и Кобышева Светлана Николаевна, преподаватель ГБОУ СОШ 1150 им. Героя Советского Союза К.К. Рокоссовского – подготовили очень интересную презентацию по использованию растворителей, лаков и различных грунтов при работе с традиционными масляными красками.
Куратором проекта Бурденюк Еленой Валерьевной  были показаны презентации по техническим аспектам работы с некоторыми материалами из своей  многолетней творческой и педагогической практики: «Графические техники», «Акрил», «Акварель»,  «Смешанные техники»,  «Масляная живопись», «Масляная пастель». Работая в современной художественной школе,  сегодня преподаватель обязан сам уметь работать в разных техниках и знать свойства материалов. Наглядно же на практике коллегам была продемонстрирована работа по мятой цветной бумаге размывающимися мелками и сухой пастелью.
По многочисленным отзывам участников пленэра большого внимания заслуживает мастер-класс  «Пейзаж в смешанной технике» Сокольниковой Натальи Михайловны, доктора педагогических наук, профессора, научного руководителя лаборатории дизайна МГГУ им. М.А. Шолохова, члена правления Союза педагогов-художников. Наталья Михайловна очень активный и жизнелюбивый человек, не боится экспериментировать с новыми материалами, много  творчески работает сама и вдохновляет коллег. 
Помимо мастер-классов участники проекта посетили художественную школу города Солнечногорска. Это небольшое учебное заведение, оно было создано по инициативе  художника Кима Александровича  Болотникова. Несмотря на скромные возможности, школа ведёт  активную и успешную  работу. Во время нашего посещения у учащихся проходил летний пленэр.  Мы имели возможность ознакомиться с частью учебного процесса на практике и посмотреть детские работы. Очень понравилась керамика! Коллеги благодарны за экскурсию по школе и содержательную беседу преподавателю школы Смирновой Наталье.
Незабываемым моментом  пленэрной программы было посещение Дома-музея Александра Блока – усадьбы «Шахматово». Несмотря на то, что дом был заново воссоздан, сотрудникам музея удалось сохранить дух времени,  образ эпохи. Нам, как художникам, было очень приятно посетить это  живописное место, вдохновлявшее самого  Блока, хотелось остаться там на несколько дней, рисовать, рисовать, рисовать –   запечатлеть и дом, и пруд, и вековые деревья, видевшие поэта…
 По итогам пленэра был проведён итоговый просмотр работ всех участников проекта. Состоялся   обмен мнениями участников пленэра: обсуждение художественных и технических возможностей предложенных материалов, перспективы использования в учебно-педагогическом процессе и профессиональном творчестве. На просмотре присутствовали и  сотрудники Дома художников. Организаторы и участники проекта благодарны администрации и  персоналу «Сенежа» за активное содействие нашему проекту и тёплый приём. Это был наш первый опыт  практического  профессионального общения и взаимодействия в условиях выездного пленэра. В проекте принимали участие педагоги-художники из Москвы, Зеленограда и  коллеги из Йошкар-Олы. Все участники проекта были награждены свидетельствами-сертификатами. Мы обязательно учтём наши промахи и будем  использовать полученный позитивный опыт. Надеемся, что подобные проекты станут  хорошей ежегодной традицией. 

Идея организации пленера принадлежит Марине Константиновне Астафьевой, ныне – руководителю координационного центра Союза педагогов-художников России, методисту ГБОУ ВПО г. Москвы «Центра непрерывного художественного образования». Куратором  проекта и разработчиком программы пленэра стала Бурденюк Елена Валерьевна, член «Союза художников России», Международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП ЮНЕСКО, Международного художественного фонда, Союза педагогов-художников России, преподаватель ГБУДО г. Москвы «КДХШ», художник-график. 

Альбом с фотографиями можно посмотреть ЗДЕСЬ

Поделитесь этой новостью!


Галерея фотографий